АКПП, вариаторы и роботы обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя к колесам, но делают это по-разному, и, соответственно, имеют разные характеристики и особенности.
Автоматическая коробка передач (АКПП или “автомат”)
Автомат использует гидротрансформатор (гидромуфту) для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач. Внутри коробки переключение передач осуществляется автоматически с помощью сложного механизма шестерен, планетарных редукторов и системы управления (гидравлической или электронной).
Плавность переключений: плавные и комфортные переключения передач.
Комфорт: Легкость управления, нет необходимости выжимать сцепление и переключать передачи вручную.
Надежность: Традиционные автоматы считаются надежными при правильном обслуживании.
Сложная конструкция: более сложная и дорогая в производстве и ремонте по сравнению с механикой.
Потери мощности: Гидротрансформатор может немного “съедать” мощность двигателя, влияя на динамику и экономичность.
Меньшая экономичность: менее экономичны по сравнению с механикой или роботом (хотя современные АКПП становятся экономичнее).
Разновидности: автоматы бывают классические гидромеханические, автоматизированные механические (встречаются реже), DSG (робот с двумя сцеплениями, но некоторые производители считают его разновидностью автомата).
Роботизированная коробка передач (РКПП или “робот”)
Робот, по сути, это механическая коробка передач, но переключение передач и работа сцепления автоматизированы. То есть, вместо водителя это делают актуаторы (электрические или гидравлические механизмы), которые управляются электроникой.
Экономичность: Более экономичны, чем автоматы, так как нет гидротрансформатора.
Динамика: В целом обеспечивают быстрое ускорение по сравнению с автоматами.
Небольшие рывки: Переключения могут ощущаться резко (особенно в однодисковых вариантах) по сравнению с автоматом.
Меньшая плавность: Часто требуют привыкания из-за своеобразной работы.
Сложная конструкция: Требует точной настройки и обслуживания.
Двойное сцепление: Более современные “роботы” имеют два сцепления (как DSG), что обеспечивает плавные и быстрые переключения.
Разновидности: Однодисковые РКПП, РКПП с двумя сцеплениями (например, DSG, PowerShift, DCT).3.
Вариаторная коробка передач (CVT или “вариатор”)
Вариатор использует два шкива (конусообразной формы) и ремень или цепь. Изменяя диаметр шкивов, вариатор плавно меняет передаточное число, обеспечивая непрерывное переключение передач.
Непрерывное изменение передач: Нет фиксированных передач, поэтому переключение происходит плавно, без рывков.
Плавность хода: Обеспечивает плавный и комфортный ход.
Экономичность: обеспечивает экономичность топлива.
Реагирование на газ: При резком нажатии на газ может создаваться эффект “резинового двигателя” (двигатель выходит на высокие обороты, а ускорение может быть не сразу).
Конструкция: Конструктивно проще, чем автомат или робот.
Менее динамичный: Может быть менее динамичным по сравнению с автоматом или роботом в плане ускорения.
Специфический звук: При ускорении может издавать характерный “вой”.
Надежность: Надежность зависит от конструкции и производителя, некоторые вариаторы могут быть чувствительны к экстремальным нагрузкам.
Краткое сравнение трансмиссий
Характеристика | Автомат | Робот | Вариатор |
---|---|---|---|
Плавность: | Высокая | Средняя | Очень высокая |
Экономичность: | Средняя/Низкая | Высокая | Высокая |
Динамика: | Средняя | Высокая | Средняя |
Надежность: | Высокая | Средняя | Средняя |
Сложность: | Сложная | Сложная | Простая |
Переключения: | Плавные | Рывки могут быть | Непрерывные |
Ощущения: | Комфорт | Специфичные | Комфорт |
Управление: | Простое | Требует привыкания | Простое |
- Автомат подойдет тем, кто ценит комфорт и плавность хода, не гонится за динамикой и экономией.
- Робот понравится тем, кто хочет динамичный автомобиль с экономией топлива, но готов мириться с некоторыми особенностями переключений.
- Вариатор будет правильным выбором для тех, кто предпочитает плавный и экономичный ход, готов к специфическим ощущениям от разгона и не стремится к спортивной динамике.
Недавно столкнулся с поломкой гидротрансформатора. Попытался самостоятельно заменить его, но безуспешно. Цена за замену гидротрансформатора оказалась довольно приемлемой, поэтому принял решение обратиться в данный сервис. Также порадовал бесплатный эвакуатор.